Время тайных покупателей

Профессии часто становятся символами эпохи. Будь то шахтер-стахановец, военный, рабочий, космонавт, депутат, киллер, хип-хоп исполнитель. Одна из самых ярких и недооцененных профессий настоящего и будущего – это, конечно, тайный покупатель. В ней есть все: приключения, притворство, шпионский антураж и самое главное – потребление.

Не понимаю, почему голливудские сценаристы еще не бросились скопом придумывать сюжеты фильмов о тайном покупателе. О таком герое можно только мечтать. Он бы покорил все без исключения жанры.

Начнем с производственной драмы. Тайный гость Вася отправляется на задание в ресторан. Его задача – посмотреть, насколько соблюдаются стандарты компании сотрудниками общепита. В ресторане полный бардак – официанты хамят, котлеты из тухлого мяса, кругом летают мухи и бегают тараканы. Но тут он знакомится с директором ресторана – это шикарная блондинка с маникюром. И, конечно, влюбляется в нее. Он обязан рассказать нанимателям о том, как здесь все плохо, но не делает этого. Вскоре ресторан закрывают, и все сотрудники, включая блондинку-директора, оказываются на улице. А ведь у них семьи, голодные котики, ипотека. Компания терпит бешеные убытки. Карьера нашего героя тоже катится под откос. Все плохо. Все из-за того, что человек выбрал любовь, а не идеалы накопления капитала.

Фильм ужасов. Вася приходит в ресторан в качестве тайного гостя и вдруг выясняется, что некоторых клиентов там пускают на мясной фарш. После нескольких эффектных поединков с мутантами-каннибалами он чудом сбегает. Ему помогает грудастая блондинка-директор. «Расскажи им о том, что здесь происходит! Нужно прекратить убийства!», – кричит она ему вслед до того, как ее саму пускают на котлеты. Конечно же, он составляет потрясающий отчет о своей работе. И желает лично ознакомить с ним руководство ресторанной компании, минуя своего непосредственного начальника. Вася приходит в главный офис, открывает дверь ударом ноги. Руководство с интересом слушает его выступление, смотрит презентацию с обилием фотографий кровавых расправ. Вася заканчивает, звучат несмолкающие аплодисменты. Оказывается, боссы очень довольны тем, как работает их ресторан. Потому что они сами – главные мутанты-каннибалы. Вася понимает, что ему не уйти из офиса живым…

Аналогично с комедией, боевиком, фантастикой. С чем угодно. Потому что в профессии тайного покупателя заложен просто потрясающий сюжетный потенциал. Конечно, некоторые маркетологи выступают против того, чтобы она становилась единственным заработком для тех, кто этим занимается. Но что их слушать, подлецов.

У нас сейчас рынок труда – сплошная сфера обслуживания. Кассиры, продавцы, официанты. Это львиная доля нашего общества, только вдумайтесь. Так вот тайный покупатель стоит на вершине этой пирамиды. Потому что клиент всегда прав. А он – тайный клиент, или еще лучше – секретный клиент. Можно его назвать таинственным покупателем – сразу еще одно измерение у образа появляется.

И обычный-то покупатель – это герой нашего времени. А этот еще и таинственный к тому же. Зарабатывать на жизнь шопингом – разве это не мечта миллионов? Добавьте к этому еще и власть. Вася приходит в магазин и понимает, что может повлиять на судьбы всех его сотрудников, включая директора. Потому что это на Западе в отношении тайных покупателей действуют строгие нормы, а у нас с ними – Дикий Запад. Там нельзя, например, уволить сотрудника после такой проверки, а у нас все можно.

Тайный покупатель – это еще одно проявление капитализма, с его навязанными потребностями, деструктивным потреблением и ложными идеалами. Но другой реальности у нас нет. А в этой – самое лучше – это быть тем, кто покупает услуги, а не тем, кто их продает. Поэтому тайный покупатель – это профессия тех, кто берет от жизни все. В пределах заранее оговоренной с нанимателем суммой, конечно же.

 

Текст: Дмитрий Глебов

Фото: unsplash.com